В.А.Гурковский
КАДЕТСКИЕ КОРПУСА В РОССИИ
(XVIII — начало XX вв.)
Кадет (фр. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин. Вот какую справку по этому вопросу дает Игорь Андрушкевич, председатель Объединения кадетов Российских кадетских корпусов в Аргентине, в своем докладе “Воспитание русской военной молодежи”, прочитанном им в Санкт-Петербурге и в Москве на XVI Общекадетском съезде в 1998 г.: “Слово кадет происходит от уменьшительного “капдет” на гасконском наречии, производного от латинского “капителлеум”, что буквально значит “маленький капитан” или “маленький глава”. Французские “кадеты”, собранные в специальные школы, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.
В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.
Слово “кадет”, означавшее с 30-х гг. XVIII в. и в русском языке воспитанника военно-учебного заведения, не потеряло своего значения и в советское время. В трудные для Советского Союза годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях.
Училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия “суворовские” в честь великого русского полководца генералиссимуса Суворова Александра Васильевича.
Когда в 1689 г. Петр был провозглашен императором, одной из его первоочередных задач стала забота о создании в России постоянного войска с грамотным командным составом и защите государства от внешних врагов. Петр сознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границу, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Создание Петром регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями. Сложившаяся к началу XVIII в. система подготовки офицерских кадров была не в состоянии снабдить армию офицерами. История деяний великого преобразователя России доказывает, что он постоянно руководствовался твердым сознанием высказанной им истины, что “учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание”.
До Петра I в России школами, готовящими офицеров для армии, служили два гвардейских полка: Преображенский и Семеновский — для пехоты и Лейб-Регимент — для конницы. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию.
В 1701 г. Петр основал в Москве “Школу математических и навигацких наук” (с 1715 г. — Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус), которая, по словам самого Петра, была “нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инжинерству”. Эта школа до 1706 года состояла в ведении Оружейной палаты, а потом была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги».
Одним из первых учителей школы стал известный в то время математик Л.Ф. Магницкий, издавший в Москве в 1703 г. первую русскую арифметику с арабскими цифрами. Учебная программа школы включала русскую грамоту, арифметику, геометрию и тригонометрию, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; в школе также обучали фехтованию. Те из учеников, кто принадлежал к нижним сословиям, обучались в школе грамоте и счету и затем предназначались на службу в писари, в помощники к архитекторам и в разных должностях в адмиралтействе. Ученики из дворян по окончании полного курса школы выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к генерал-квартирмейстеру и “к архитектурным делам, причем они уже на самой службе должны были приобретать дальнейшие, необходимые для каждой специальности, знания и умения”. Здесь же впервые в России стали готовить учителей, которые рассылались по губерниям для преподавания математики в школах при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и “цифирных школах”.
Примерно в это же время возникают специальные инженерные и артиллерийские школы. В 1712 г. в Москве создается инженерная школа на 23 ученика. В С.-Петербурге в 1719 г. также образуется инженерная школа, которая в 1723 году была объединена с переведенной в Санкт-Петербург московской школой. Что касается артиллерийских школ, то, кроме школы, существовавшей при бомбардирской роте, в 1712 году в Санкт-Петербурге была учреждена школа при артиллерийском полку. В 1721 году создается особая школа при С.-Петербургском лабораторном доме, в которой обучались состоящие уже на службе артиллеристы. В том же 1721 г. по указу Петра учреждаются гарнизонные школы для солдатских сыновей. В каждом из 50-ти пехотных гарнизонных полков было положено иметь по 50 вакансий для солдатских сыновей от 7- до 15-летнего возраста. Уже через десять лет число воспитанников гарнизонных школ возросло до 4000 человек. По указу 1744 г. в этих школах обучали “словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке”. По достижении 16-ти лет большинство учеников определялось на службу в армейские полки и гарнизоны. Гарнизонные школы, состоя в ведомстве военной коллегии, подчинялись местным комендантам.
Однако все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус.
В указе об учреждении кадетского корпуса, подготовленном при непосредственном участии императрицы Анны Иоанновны, говорилось: “Вечно достойныя памяти дядя наш, государь Петр Великий император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для произвождения определиено было указом его величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем, яко школою, далее дослуживаться ... А понеже воинское дело поныне ще в настоящем добром порядке содержится... весьма нужно, дабы шляхетство от младых лето к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были. Того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 шляхетских детей, от тринадцати до семнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять... Для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате”.
Разработка проекта положения о корпусе была поручена графу Миниху. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов. В 1653 г. в Пруссии при курфюрсте Фридрихе Вильгельме были созданы три кадетские школы, которые в начале 1700-х гг. были переведены в Берлин и составили кадетский корпус. К 1730 г. в Прусском кадетском корпусе обучалось 236 кадетов, разделенных на четыре роты. Малолетние кандидаты готовились к поступлению в корпус в Потсдамском сиротском институте. Воспитанниками кадетского корпуса заполнялись основные вакансии прусской армии. В Берлине и познакомился граф П.И. Ягужинский с Прусским кадетским корпусом.
Павел Иванович Ягужинский родился в 1683 г. в семье бедного литовского органиста, который в поисках работы приехал с семьей в Москву. В немецкой слободе Петр I повстречал Павла и был поражен большими способностями юноши. Он сделал его своим денщиком, а по существу – адъютантом. Павел Ягужинский стал одним из наиболее близких к Петру людей. Петр говорил о Ягужинском: “Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел”. Когда Петр ввел должность генерал-прокурора, на нее был назначен Павел Иванович. При Екатерине I Ягужинский был послом в Польше, а при Анне Иоанновне — послом в Берлине. Это был один из образованнейших людей своего времени. В 1735 г. Ягужинский вернулся в Россию, был назначен кабинет-министром и получил графский титул. Ягужинский умер в 1736 г.
Первоначально в июне 1731 г. в Санкт-Петербурге по указанию Миниха были открыты классы, образно названные “Рыцарской академией”. Вслед за этим последовал указ императрицы от 29 июля 1731 г. об учреждении Корпуса кадет шляхетских.
Для руководства Шляхетским корпусом кадетов учреждались должности главного директора и директора кадетского корпуса. Главный директор должен был осуществлять общее руководство кадетским корпусом и учебным процессом и обеспечивать связь корпуса с императрицей, проявлявшей к корпусу большой интерес, и Правительствующим Сенатом, имевшим непосредственное отношение к набору кадетов в корпус. Первыми главными директорами корпуса были граф Б. -К. Миних (1731), принцы Антон-Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский и Людвиг Гессен-Гамбургский (1741), князья В. А. Репнин (1745), Б. Г. Юсупов (1750), великий князь Петр Федорович (1759), граф И. И. Шувалов (1762). Первым директором корпуса был назначен генерал-майор Люберас (1731-1734).
В 1734 г. в корпусе впервые появляется должность обер-профессора (прообраз будущей должности инспектора классов), задачей которого было наладить в корпусе учебный процесс и обеспечить контроль за работой преподавателей и проводимыми в корпусе занятиями. Первым обер-профессором был назначен немец Веньямин фон Зихгейм. Впоследствии во всех кадетских корпусах России вторым после директора корпуса лицом был инспектор классов (в суворовских училищах это заместитель начальника училища по учебной части). В обязанности обер-профессора было вменено вести журнал успеваемости кадетов и оценивать возможности и способности их в каждый конкретный период времени, с тем чтобы можно было заранее определить возможные перспективы использования того или иного кадета после выпуска.
В ноябре 1731г. был утвержден устав корпуса, основные черты которого заключались в следующем: все кадеты проживают вместе на территории корпуса, и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей; корпус делится на две роты сотенного состава; в комнатах кадеты размещаются по 6-7 человек, из которых один назначается старшим; из числа офицеров одни капитан с поручиком назначается дежурным на неделю, он безотлучно находится с кадетами; в корпус принимаются исключительно дворяне, обученные грамоте; учебный курс разделяется на четыре класса и в трех высших продолжается 5-6 лет; при распределении предметов по классам все пройденное в низших классах повторяется в высших; в процессе учебы кадеты руководствуются расписанием занятий на неделю; надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками; кадетов обучают строевой подготовке, они участвуют в парадах, учатся нести караульную службу; каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года — публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета и других высокопоставленных государственных чиновников.
При переводе воспитанников в старший класс и перед выпуском из корпуса общий совет из начальствующих лиц решает, в какой области лучше использовать того или иного кадета. Кадеты, успешно окончившие кадетский корпус, минуя службу в солдатах, предназначались на службу в пехотные и кавалерийские полки в звании прапорщиков или унтер-офицеров, а наиболее преуспевшие в учении кадеты могли получить звание поручика или подпоручика или приравненные к ним гражданские чины.
17 февраля 1732 г. состоялось открытие кадетского корпуса. В день открытия корпуса в строю стояло 56 воспитанников. Общая численность их корпуса была определена в 200 человек. Однако вскоре по просьбе Миниха число воспитанников было увеличено до 300. С увеличением обшей численности воспитанников в корпусе насчитывалось 223 российских кадета, 27 эстляндских, 16 лифляндских и 16 детей офицеров-иностранцев, находившихся на службе в русской армии, в возрасте от 13 до 18 лет. Корпус был разделен на три роты. Разрешение на прием в кадеты давалось Правительствующим Сенатом, графом Минихом или кабинетом министров.
Опираясь на опыт Дании и Пруссии, в программу обучения кадетского корпуса наряду со специальными военными предметами были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Преподаванию последних уделялось особое внимание. В корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия, кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам.
Со времени петровской «Табели о рангах» в царской России отсутствовала жесткая граница между военной и гражданской службой. Переход с военной службы на гражданскую с сохранением или даже повышением ранга не являлся чем-то особенным. Соответственно, система обучения и воспитания в кадетских корпусах создавалась с учетом этих особенностей, и круг преподаваемых там предметов был достаточно широк.
В первые годы существования учебно-воспитательный процесс в корпусе налаживался с большими трудностями. В корпус принимались кадеты разного возраста, без экзаменов, большинство из них плохо знало иностранные языки или не знало их вовсе, а учебников на русском языке не было. В рапорте директора корпуса Тетау в Правительствующий Сенат от 27 августа 1737 г. говорилось, что почти четвертая часть обучавшихся в корпусе кадетов, как русских, так и иностранных, были в возрасте свыше 20 лет. Великовозрастные кадеты не знали никаких наук, и основная цель состояла в том, чтобы научить их элементарной грамоте и правилам арифметики, а также строевой подготовке, фехтованию, танцам и верховой езде, чтобы их можно было после выпуска из корпуса определить в армию.
К моменту учреждения кадетского корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных к изучению в кадетском корпусе, учебников также не было. Программы обучения не существовало. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых кадетам для обучения. Приходилось просить военных инженеров в Нарве, Ревеле, Риге направить в кадетский корпус книги, математические инструменты, особенно циркули, различную амуницию и другие предметы, необходимые для кадетов. Опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам не было. Все приходилось делать впервые. Вот почему выстраданная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадетов в дальнейшем по своему значению вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить определенным примером для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений.
В годы становления первого кадетского корпуса в России не было достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать кадетов предметам, обозначенным в учебной программе. Первые преподаватели были приняты на работу без всяких проверок, их подготовка в большинстве случаев не соответствовала необходимым критериям. В первую очередь на работу в корпус принимались учителя, имевшие жилье недалеко от кадетского корпуса. Необеспеченность преподавательского состава жильем долгие годы ограничивала круг желающих преподавать в корпусе. Впоследствии рядом с учебными корпусами одновременно закладывались жилые корпуса для офицерского и преподавательского состава.
Преподаватель латинского языка некий И. Магницкий в прошении, поданном в 1733 г. на имя директора кадетского корпуса, честно признавался, что “латинскому языку не искусен и затем положение должное не отправляет, токмо обучал кадетов по-российски писать, а потому и желал освобождения от этих, столь обременительных для него обязанностей”. В особенности плохим являлся состав учителей иностранных языков, приглашавшихся из-за границы. Не было какого-либо представления об имеющемся у них опыте преподавания. К тому же преподавательская работа в корпусе не считалась особенно почетной и приносила весьма скромные доходы. При этом русские учителя получали значительно меньше иностранцев. Многие учителя (особенно младших классов) были бедны и ходили на занятия в поношенной одежде. Не редки были случаи, когда для преподавания в младших классах направлялись талантливые кадеты старших классов, успешно освоившие азы преподаваемых дисциплин. Когда число обучавшихся в корпусе математическим наукам превысило 200 человек, по приказу директора корпуса Тетау кадеты Иван Ремизов и Дмитрий Яхонтов были повышены в звании до капрала и каптенармуса соответственно и определены преподавать в корпусе арифметику, геометрию и фортификацию. Для характеристики нравов, гоподствовавших среди учителей, может служить пример, когда учитель корпуса Конрад Тревин променял свою должность на место лакея при одном из сенаторов.
Вместе с тем в кадетском корпусе работали и преподаватели исключительной высокой квалификации. Об уровне преподавания обязательной латыни можно судить по тому, что некоторое время ее преподавал переводчик Синода Филипп Анохин, который еще при Петре I получил задание перевести на русский язык «французскую с латинским диалектом грамматику в пользу к обучению российскому шляхетству».
В январе 1735 г. в корпус назначается капитан Рудольф фон Дамм с единственной целью — надзирать над качеством преподавания всех математических наук и определения наиболее способных к этим наукам кадетов. С наиболее способными кадетами он лично должен был проводить занятия по 30 часов в неделю по фортификации, гражданской и военной архитектуре, по конструированию различных моделей, приборов в оптике и механике, по созданию новых математических инструментов. При содействии Дамма кадет Унковский перевел геометрию с немецкого на русский, а несколько кадетов перевели на русский известное в то время сочинение Вобана об основах наступательного боя. Со временем граф Миних начинает использовать кадетов для подготовки и копирования необходимых ему и русской армии инженерных чертежей. В 1739 г. наиболее подготовленные кадеты были командированы в войсковые части Москвы и Выборга для оказания помощи в проведении съемок местности и ведении инженерных работ.
Заботой о подготовке в корпусе лиц для гражданской службы был вызван указ Правительствующего Сената от 12 августа 1740 г., которым предписывалось определить в корпусе 24 кадета для подготовки к гражданской службе и организовать обучение их юриспруденции, арифметике и другим нужным для гражданских учреждений дисциплинам. Эти кадеты освобождались от строевой подготовки и несения караульной службы.
Первоначально преподавание в корпусе велось по так называемой индивидуально-типовой системе обучения, взятой за образец из стран Запада. При этой системе ученик двенадцати или тринадцати лет изучал тот или иной раздел учебного предмета по индивидуальному плану и персональному расписанию занятий. Каждый кадет на текущий месяц получал от своего офицера-воспитателя расписание занятий с указанием, в котором часу, какой предмет и у какого преподавателя ему надлежит изучать. Устанавливался порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен был заниматься. Обычно кадет занимался одновременно двумя-тремя предметами, посещая классы по расписанию и самостоятельно изучая заданный ему материал. Преподаватель следил за тем, чтобы воспитанники не отвлекались, не мешали разговорами, смехом и хождениями. Ежемесячно преподаватели представляли директору корпуса рапорты об успеваемости. Материал на уроках объяснялся довольно редко, запоминать изучаемый материал требовалось путем зубрежки. Преподаватели, живо объяснявшие учебный материал, демонстрировавшие опыты, схемы, рисунки, были в первое время большой редкостью. Следует отметить, что с особым рвением в корпусе преподавали строевую подготовку, которая, по сути дела, являлась самой настоящей муштрой, а зачастую использовалась для “воспитания” особо нерадивых. Об этом стало известно императрице, и она, отметив, что “ежедневная военная экзерциция может вредно отразиться на прохождении наук”, повелела обучать кадетов строю не более одного дня в неделю, а вновь поступивших в корпус — не чаще двух раз в неделю.
На качестве обучения сказывалось пребывание кадетов в многочисленных командировках в посольства России, в отпусках по различным причинам. Для устройства домашних дел, свидания с престарелыми родителями отпускали на срок от 2-х до 3-х месяцев. Часто кадеты, прикидываясь больными, удлиняли свой отпуск. В таких отпусках бывало одновременно до 40-50 человек .
В основном только на занятиях “по фронту”, иначе говоря, на занятиях по строевой подготовке, собирались целиком учебные отделения. Методы обучения были несовершенными, пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Как только кадет усваивал изучаемую им программу по какому-либо из предметов, он переходил к следующему предмету и изучал его, пока преподаватели не находили его знания достаточными. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.
Указом императрицы от 30 марта 1737 г. было поведено подвергать кадетов экзаменам по достижении ими 12- и 16-летнего возраста. Кадеты, достигшие 16-летнего возраста, но не усвоившие в должной мере Закон Божий, арифметику и геометрию, отсылались в адмиралтейскую коллегию для определения в матросы. Этим же указом было определено, что проект правил экзаменов для кадетских корпусов должна готовить Российская академия наук. Первый генеральный экзамен в кадетском корпусе состоялся 21 сентября 1737 г. К этому экзамену учителями корпуса были представлены ведомости по предметам обучения, а кадеты расставлены по годам поступления в корпус.
Исследователи и историки, анализировавшие деятельность корпуса кадетов в первые годы его существования, пришли к выводу, что при наличии отмеченных выше серьезных недостатков в организации учебного процесса корпус не мог дать всем молодым людям, поступившим в него на учебу, полного и разностороннего общего образования. Это касалось как подготовки к службе в российской армии, так и к гражданской службе. Однако постепенно усилиями главных директоров корпуса качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.
С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Ни один из кадетских корпусов не подвергался внедрению такого количества новаций и столь частому корректированию учебных программ, как первый кадетский корпус. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадетов, почитая это за высшее для них благо. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора.
Высшим проявлением благосклонности к корпусу считалось принятие царствующей особой на себя звания шефа корпуса. Екатерина II приняла корпус в свое непосредственное ведение. С воцарением Александра I в практику вошло направление в корпус для обучения “фронту” (строевой подготовке), на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников российских императоров. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование. Александр I поместил в ряды кадетов наследника цесаревича, а затем и других сыновей и внука. При Николае I в корпусе обучались цесаревич великий князь Александр Николаевич, великие князья Константин Николаевич (1837), Николай Николаевич (1839), Михаил Николаевич (1840). В списках корпуса было повелено числить великого князя Николая Александровича — внука императора (1843). В 1845 г. Николай I пожертвовал корпусу портреты своих предков. Император Александр II по вступлении на престол принял на себя звание шефа корпуса и повелел на погонах и эполетах роты Его Величества оставить изображение императора Николая I. В ряды кадетов влились великие князья Александр Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович.
В день 175-летия со дня открытия корпуса 17 февраля 1907 года Николай II и принял на себя звание шефа корпуса и повелел 1-ю роту именовать ротою Его Величества. В 1909 году состоялось зачисление в списки корпуса цесаревича Алексея Николаевича. В 1911 году Николай II пожаловал корпусу большой портрет наследника цесаревича в кадетской форме.
При императрице Елизавете Петровне (1747-1761) Шляхетский кадетский корпус был. переименован в Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В корпусе стало меньше муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, в корпусе создается Общество любителей российской словесности, одним из основателей которого был кадет А.П. Сумароков, и самодеятельный театр, в котором А.П. Сумароков ставил свои пьесы, а кадет Ф.Г. Волков, один из основателей русского драматического театра, получил первые навыки актерской игры. Советский исследователь деятельности А.В. Суворова Кирилл Пигарев в книге “Солдат-полководец” пишет о том, что воспитанники Сухопутного кадетского корпуса принимали непосредственное участие в выпуске журнала “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. В августовской книжке журнала за 1755 г. помещен прозаический “Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом”, а в июльской книжке за 1756 г. другой “Разговор” — между Кортецом и Монтецумой. Первый подписан “Сочинения А.С.”, второй — “Сочинил С”. По словам автора, инициалы А.С. раскрываются: Александр Суворов. Суворов не был воспитанником кадетского корпуса, но, будучи солдатом Семеновского полка, он посещал занятия в корпусе. Значение Сухопутного корпуса в культурной жизни Петербурга к середине XVIII столетия значительно возросло. Его библиотека насчитывала до 10 тыс. томов и являлась одной из самых богатых в России.
15 декабря 1752 г. в Санкт-Петербурге учреждается Морской кадетский корпус
С 14 января 1701 г. — Школа математических и навигацких наук. С 15 декабря 1752 г. — Морской шляхетский кадетский корпус. С 1762 г. — Морской кадетский корпус. С 1867 г. — Морское училище. С 1891 г. — Морской кадетский корпус.
В царствование Петра III (1761-1762) был издан подготовленный И.И. Шуваловым закон об объединении всех существовавших тогда военно-учебных заведений, включая Морской кадетский корпус, в одно расширенное заведение на 920 воспитанников, разделенных на 8 рот, с одним кавалерийским эскадроном для подготовки офицеров как для армии и артиллерии, так и для флота. Однако постановление было отменено Екатериной II сразу после того, как она в результате переворота взошла на российский престол.
25 октября 1762 г. по указу Екатерины II (1762 — 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. — 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Корпус просуществовал до революции 1917 г. Последнее его наименование: “2-й кадетский императора Петра Великого корпус”. Корпус создавался по инициативе и при непосредственном участии генерал-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова,
Благодаря настойчивости П.И. Шувалова в России были созданы различные инженерные и артиллерийские школы. В 1758 г. Шувалов перевел Петербургскую артиллерийскую школу на инженерный двор, где с 1733 г. размещалась инженерная школа. Таким образом он создал Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и принял это учебное заведение под свое командование. Непосредственным начальником школы был назначен капитан М.И. Мордвинов, бывший воспитанник Сухопутного кадетского корпуса (выпуск 1750 г.). В школе первоначально обучалось до 135 дворянских детей. От преподавателей школы Шувалов требовал высококачественного преподавания военных наук и математики. По его указанию преподаватель школы Я.П.Козельский составил руководство по преподаванию арифметики и была издана “Практическая геометрия” Назарова. П.И. Шувалов лично утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и практических занятиях воспитанников школы. Шувалов был хорошо знаком с М.В. Ломоносовым, и совсем не исключено, что Ломоносов своими советами помогал П.И. Шувалову при составлении программы обучения будущего кадетского корпуса,
Еще в 1758 г. П.И. Шувалов представил Елизавете Петровне проект “учреждения корпуса для артиллерии и инженерства”, основная цель которого заключалась в предоставлении будущим офицерам основательного общего образования, а также теоретических и практических знаний по военной специальности. Предполагалось создать корпус из общих классов с 5-летним курсом обучения и специального офицерского класса с 2-летним курсом обучения. Однако самому П.И. Шувалову не удалось воплотить в жизнь свою идею. В начале 1762 г. он скончался. Устав спроектированного кадетского корпуса был утвержден Екатериной II. А первым директором корпуса стал М.И. МордвиновПродолжение »